г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, д,64, офис 10
Пн-Пт: 9:00 до 18:00
Советник. Новости

Маркировка рекламы.

Маркировка рекламы.
С 1 сентября 2023 года можно получить штраф за отсутствие маркировки интернет-рекламы в России. Чтобы соблюдать требования закона, не забудьте добавлять особую отметку и токен.
Что такое маркировка рекламы?
Маркировка рекламы включает в себя:
• отметку «реклама» на креативе, а также информацию о рекламодателе;
• токен — идентификатор, который можно получить у оператора рекламных данных (ОРД).
По правилам, отметка о рекламе и токен должны быть на самом рекламном объявлении — в начале текста или на фото и видео, если текста нет
Для чего нужно маркировать рекламу?
Маркировать рекламу нужно, чтобы соблюдать закон. Требования прописаны в ст. 18.1 закона «О рекламе». Если нарушить закон, можно получить штраф.Поправки в закон «О рекламе» вступили в силу ещё 1 сентября 2022 года — именно с этого момента вся реклама в рунете должна маркироваться. А с 1 сентября 2023 года вступили в силу штрафы за отсутствие маркировки.
Что такое ОРД?
Оператор рекламных данных, или ОРД — это организация, через которую все участники рекламного рынка должны передавать информацию о рекламе в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), а также получать токены для рекламных креативов. Право на это даёт Федеральная служба по надзору в сфере связи. Одним из операторов рекламных данных выступает ОРД VK.
Что такое токен?
Идентификатор, или токен — это код из букв и цифр, который помогает отслеживать интернет-рекламу и вести её учёт. Внутри токена зашифрована информация об операторе рекламных данных (ОРД), в котором вы работаете, рекламодателе и самом креативе. У любой интернет-рекламы в России должен быть токен.
Как расшифровывается «erid: xxx»?
Токен у рекламной публикации выглядит как «erid: xxx», где «erid» — это обозначение токена, а «xxx» — уникальное сочетание букв и цифр.
Что такое ЕРИР?
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — система учёта интернет-рекламы, созданная Роскомнадзором. Там хранятся сведения о рекламе, собранные всеми участниками рекламного рынка.Передать данные в реестр можно только через операторов рекламных данных.
Разбираемся, какие данные передавать и куда
Какие данные поступают в ЕРИР?
В единый реестр интернет-рекламы передаются данные:
о рекламных креативах;
о рекламных площадках;
о договорах и актах по рекламе;
об участниках цепочки по рекламе (например, компания → агентство → блогер);
о статистике с точностью до площадок.
Информация в ЕРИР направляется через операторов рекламных данных. Доступ к информации из ЕРИР будет доступен всем участникам цепочки (то есть рекламодателям, агентствам и тем, кто размещает рекламу) — при этом каждый увидит только ту информацию, которая относится непосредственно к нему.
Когда и какие данные нужно передавать в ЕРИР?
Передавать в ЕРИР нужно информацию обо всех участниках цепочки размещения рекламы — например, ИНН рекламодателя и того, кто размещает рекламу — а также данные о самой рекламе. Подробнее изучить, какие данные можно передавать, можно изучить в Распоряжении Правительства от 30.05.2022 года № 1362-р.
Данные передаются в два этапа:
до запуска — нужно получить токен в ОРД;
после запуска — загрузить отчётные документы за размещение рекламы, а также передать данные по статистике.
Кто может передавать данные оператору рекламных данных?
Передавать данные о рекламе в ОРД может любой участник рекламной цепочки, в том числе:
рекламодатель — то есть бренд;
посредник — то есть агентство;
тот, кто публикует рекламу — блогер или администратор сообщества.
В первых двух случаях бренды или агентства сами маркируют креативы, получают токены, загружают договоры и отчётность в ОРД. Автору остаётся только вставить уже полученный токен и добавить отметку «реклама» и указание на конечного рекламодателя в публикацию. Это самый удобный вариант для тех, кто публикует рекламу, вы можете обсудить его с рекламодателем.
Во третьем случае вы должны зарегистрироваться в ОРД и самостоятельно получить токен и отчитаться за рекламу.
Таким образом, маркировкой рекламы может заниматься как рекламодатель, так и агентство или тот, кто размещает рекламу. Всё зависит от договорённостей, зафиксированных в договоре.
Может ли агентство отчитываться за блогера?
Да, если это прописано в договоре. В таком случае тот, кто публикует рекламу, может не регистрироваться в ОРД.
Разбираемся, что и как маркировать
Что считается рекламой и требует маркировки?
Реклама — это информация, которая помогает привлекать внимание к объекту рекламирования, продвигать его, поддерживать к нему интерес. Она может распространяться любым способом, в любой форме и с помощью любых средств.Объектом рекламирования может быть продукт или услуга, продавец или изготовитель, результаты интеллектуального труда, а ещё мероприятие: концерт, конкурс, фестиваль или спортивный матч.Подробнее о том, что считается рекламой, можно изучить тексте Федерального закона «О рекламе». Получается, к рекламе можно отнести практически любую информацию, которая помогает привлекать внимание к бренду, продуктам и услугам или мероприятиям. Но маркировать каждый материал не придётся. Под маркировку подпадают все основные форматы интернет-рекламы в рунете: например, разные варианты баннеров, реклама в видео, клипах, промопосты в соцсетях и многое другое.
В каких случаях маркировка не требуется?
Маркировка не требуется, если информация не является рекламой. Во второй статье закона «О рекламе» перечислена информация, которая не является рекламой.
Несколько примеров, где не нужно добавлять маркировку:
email-рассылки о собственных товарах;
push-уведомления о собственных товарах;
реклама в теле- и радиопередачах, которая отображается в интернете без изменений по сравнению с первоисточником.
Также не нужно добавлять маркировку, если вы пишете о собственных товарах или мероприятиях в своём профиле или сообществе, тем самым вы информируете пользователей о ваших продуктах и услугах.
Кроме того, есть отдельные разъяснения для СМИ. Здесь к рекламе не относятся:
материалы, которые содержат информацию о подписке на собственные издания и способах её оформления;
анонсы собственных мероприятий, в том числе которые СМИ освещает в рамках информационного партнёрства;
ссылки на сайтах сетевых изданий, которые ведут на сайты собственных продуктов или сайты других изданий того же учредителя.
Но и здесь есть уточнения — если в материалах слишком явно выделяется товар или услуга, их могут признать рекламой.
Если вы из личных побуждений рекомендуете книгу, фильм, мероприятие или даже продукт, которым пользуетесь, — по умолчанию это не реклама, маркировать ничего не нужно. Но обратите внимание: если в рекомендации содержится сильная эмоциональная окраска или есть призыв купить товар или посетить мероприятие, то такую рекомендацию контролирующие органы могут признать рекламой.
Если вы на собственной площадке рассказываете о ваших продуктах и услугах, то ничего тоже не нужно маркировать.
А вот если вы публикуете запись, где подчёркиваете преимущества продуктов и услуг, которые предоставляют третьи лица, то такому материалу понадобится маркировка.
Нужно ли маркировать публикации, которые вышли до 1 сентября 2023 года?
Да, нужно. Поправки в закон «О рекламе», согласно которым вся реклама в рунете должна маркироваться, вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Согласно им, маркировка должна быть у всей рекламе в рунете — в том числе если она была опубликована ранее.
Если в старые публикации не добавить токен, нужно ли их удалять?
Закон требует, чтобы у всех рекламных публикаций была отметка о рекламе и токен. Если этих сведений нет, значит, закон нарушается и есть риск получить штраф.
Нужно ли маркировать бартерные публикации?
Да, их также необходимо маркировать. При отчётности загружается акт взаимозачёта.
Как маркировать прямые трансляции?
Если вы ведёте прямую трансляцию и интегрируете туда рекламу, то токен нужно получить после трансляции. В ОРД нужно будет загрузить только часть с рекламной интеграцией — не всю трансляцию.
Если вы размещаете баннер на трансляции или используете чат-ботов, то загрузить информацию о них потребуется перед стартом прямого эфира. На каждый креатив понадобится отдельный токен.
Получаем токен
Когда нужно получать токен?
Токен нужно получать для каждого креатива. Но если один и тот же креатив размещается на разных площадках несколько раз, достаточно получить один токен.
Например, компания заказывает спецпроект. В нём будет один баннер с рекламой с размещениями в трёх социальных сетях, один короткий видеоролик с размещениями в трёх социальных сетях и пять нативных публикаций и пяти блогеров в одной соцсети.
В таком случае нужен один токен на баннер, один токен на видеоролик и пять токенов на публикации от блогеров.
Какие документы нужны, чтобы получить токен?
Чтобы получить токен, понадобятся:
ИНН компании или человека, который размещает рекламу;
ИНН рекламодателя;
договор с рекламодателем с указанием типа, даты, номера и предмета услуг.
Если реклама размещается через агентство, потребуется такой же набор документов и для него.
Также могут понадобиться другие документы и информация — конкретный список зависит от того, рекламируете ли вы собственный проект или размещаете материалы от рекламодателя, а также от того, делаете ли вы это напрямую или через агентство.
Загружаем отчётность
Когда нужно загружать отчётные документы на рекламу?
Отчётные документы на рекламу (информацию о статистике и актах) нужно загрузить в ОРД течение 30 дней после окончания месяца, в котором размещалась публикация.
Например, реклама была опубликована 10 июня. Акт нужно подать до 31 июля.
Как отчитываться о публикациях, которые размещаются бессрочно?
Если публикация остаётся в профиле или сообществе бессрочно, то в таком случае нужно передавать в ЕРИР через ОРД ежемесячную отчётность — до тех пор, пока публикация доступна.
Оцениваем риски
Что будет, если не маркировать рекламу? Какие штрафы за отсутствие маркировки?
С 1 сентября 2023 года начали действовать штрафы за размещение рекламы в интернете без маркировки:
для граждан — от 10 до 100 тысяч рублей;
для должностных лиц — от 30 до 200 тысяч рублей;
для юридических лиц — от 200 рублей до 500 тысяч рублей.
Штрафы можно получить, если:
не предоставлять в ЕРИР информацию о рекламе;
предоставлять в ЕРИР неполную, недостоверную или неактуальную информацию;
предоставлять информацию в ЕРИР с нарушением сроков;
не добавлять токен к рекламным публикациям;
добавлять токен к рекламным публикациям с нарушениями требований к его размещению — например, указать его не в том месте.
Что будет, если я выдумаю токен?
В таком случае вы предоставляете недостоверную информацию — за это предусмотрены штрафы. Площадка не проверяет корректность данных: ответственность за это лежит на авторе.
Что будет, если добавить отметку без токена?
Автор может добавить только отметку о рекламе без токена — это проще, но так вы предоставляете неполную информацию. Поэтому риск штрафов остаётся.
Что делать, если я не гражданин России?
Если вы участвуете в цепочке по распространению онлайн-рекламы, которая показывается на территории России, то вам нужно маркировать рекламу и передавать данные в ЕРИР.
Как регулятор узнает о нарушениях и находит нарушителей?
Нарушения самостоятельно выявляют Роскомнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — например, при просмотре сайтов, сообществ или других площадок.
Как регулятор распознает нативную рекламу?
Если вы публикуете нативную рекламу, то маркировка понадобится. А если делитесь справочно-информационными материалами, то нет. Что считать такой информацией, а что рекламой, определяет ФАС.
ФАС планирует отдельно рассматривать каждый случай нативных размещений и определять, относится ли он к рекламе. Поэтому даже если реклама нативная, вероятность штрафов сохраняется. Если автор выкладывает публикацию в интересах бренда и не маркирует её как рекламу, он вместе с рекламодателем принимает на себя возможные риски.
Что повышает вероятность того, что публикацию признают рекламной:
если все материалы посвящены одному товару;
вы выделяете товар среди других;
вы призываете аудиторию перейти по ссылке и купить товар.
Кто несёт ответственность за нарушение?
Ответственность за наличие отметки «реклама» и сведений о рекламодателе лежит на стороне того, кто размещает рекламу. А ответственность за получение токена, загрузку отчетности и передачу данных в ЕРИР — на всех участниках рекламной цепочки. Так что перед стартом рекламной кампании стоит договориться, как лучше выполнять требования.
В случае, если редактор сообщества разместил рекламу без отметки «реклама» и сведений о рекламодателе, ответственность за это несёт владелец сообщества.
https://vk.com/@authors-markirovka-reklamy