новости проекта СНТ 3

Закон о дачной амнистии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается ряд изменений, направленных на обеспечение законных интересов граждан при государственной регистрации прав на принадлежащее им недвижимое имущество.
1.В целях упрощения порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости в законодательство поэтапно вносились изменения, которые получили наименование «дачная амнистия».
Первым таким актом является вступивший в силу с 1 сентября 2006 г. Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
В рамках Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») также предусмотрен упрощенный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства, и расположенные на такие участках дома.
С 2006 года «дачной амнистией» воспользовались более 15 млн. заявителей.
В то же время значительная часть недвижимости, расположенная на таких земельных участках и используемая гражданами для удовлетворения бытовых нужд (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы, летние кухни и другие хозяйственные постройки), сегодня не может пройти процедуру государственной регистрации, в том числе в связи с временными и финансовыми затратами граждан на их оформление. В частности, для оформления такого вспомогательного объекта требуется выполнение кадастровых работ, подготовка декларации об объекте и осуществление государственной регистрации прав.
Вместе с тем следует учесть, что технический учет, государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда
в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. № 37, единицей технической инвентаризации являлось домовладение, в состав которого включался жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
Учитывая изложенное, в целях создания условий для оформления прав на вспомогательные объекты недвижимости (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы, летние кухни и другие хозяйственные постройки), учтенные в составе домовладений и расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства, предлагается распространить правила, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» о ранее возникших правах, на права в отношении таких объектов недвижимости, а также установитьвозможность внесения в ЕГРН сведений о таких объектах как о ранее учтенных объектах недвижимости - на основании технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации. В этом случае должны быть соблюдены следующие условия:
в отношении таких зданий и сооружений до 1 января 2013 года был осуществлен технический учет и (или) государственный учет в составе домовладения;
наличие у гражданина права на соответствующий земельный участок.
2.С 1 июля 2022 года действует Федеральный закон от 30 декабря 2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным Федеральным законом до 1 марта 2031 года предусмотрена возможность упрощенного бесплатного оформления прав граждан на жилые дома и одновременно на земельные участки, на которых они расположены. Нормы касаются жилых домов, построенных до 14 мая 1998 года (до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах населенного пункта. Законом определяется перечень документов, необходимых для оформления прав на земельные участки, расположенных под такими жилыми домами.
При этом данный механизм не распространяется на многоквартирные дома и дома блокированной застройки.
В рамках реализации указанных положений уполномоченными органами исполнительной власти за период с 1 июля 2022 года по декабрь 2023 года из государственной и муниципальной собственности было предоставлено в собственность бесплатно 8803 земельных участка, а на праве аренды – 228.
Вместе с тем на территории 62 субъектов Российской Федерации расположено более 66 тысяч жилых двухквартирных жилых домов (блокированной застройки), построенных в период с 1850 по 1999 годы, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы. В связи с этим граждане, использующие такие дома, могут оформить свои права на эти дома и земельные участки под ними только в судебном порядке.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения оформления прав граждан на такие объекты предлагается распространить указанный упрощенный механизм на дома блокированной застройки, в случае, если количество домов блокированной застройки, возведенных до 14 мая 1998 года, в одном ряду не превышает двух.
3.Законопроектом также уточняются отдельные положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» об общем имуществе собственников недвижимых вещей. В частности, с целью исключения излишних процедур по оформлению общего имущества собственников недвижимых вещей предлагается предусмотреть правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на общее недвижимое имущество, которое находится в общей долевой собственности в силу прямого указания закона, и сведения о котором находятся в ЕГРН.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить положения «гаражной амнистии» о порядке оформления гаражей различной этажности.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить законные интересы обладателей недвижимости и государственную регистрацию прав на соответствующие объекты недвижимого имущества.